Поиск по этому блогу

Cognitive Theories in Linguistics

Когнитивные теории языка

Содержание

Модуль 1. Основные понятия и проблемы когнитивной лингвистики
Проблемы когнитивного исследования мышления, языка и культуры. Истоки и основные направления когнитивных исследований. Обработка образов и  концептуализация восприятий как центральные вопросы когнитивной психологии и лингвистики.
Когнитивные методики лингвистического исследования. Понятия фрейма и сценария, фигуры и фона. Семантические карты. Когнитивный анализ лексики и грамматики. Теория ментальных пространств, теория схем. Когнитивные методы в сопоставительном и типологическом исследовании языков. Когнитивная семантика и анализ дискурса. Теория прототипов.

Модуль 2. Концептуализация эмоций в английском языке
Когнитивные теории эмоции. Классификация эмоций, базовые эмоции. Вербализация эмоций.
Теория концептуальной метафоры. Метафора как средство освоения нового опыта и оформления мысли. Теория метафоры Лакоффа и Джонсона. Метафоричность языковых структур и категорий. Пространственная/антропоморфная/натурморфная метафора для обозначения эмоций.


Темы практических занятий
Семинар №1

1)      Возникновение когнитивного подхода в психологии и лингвистике.
2)      Языковая картина мира.
3)      Концепт как единица КЛ.
4)      Универсальные и национально-специфические концепты.
5)      Категоризация и концептуализация

Семинар №2
1)      Когнитивная трактовка основных проблем языкознания.
2)      Фундаментальные понятия: прототип, метафора, профиль, база, грани ситуации, фрейм, воплощение,  карта

Семинар№3
1)      Теория прототипов в лингвистике.
2)      Стереотипы.

Семинар №4
1)      Когнитивная теория метафоры.
2)      Теория метафоры Дж.Лакоффа, М. Джонсона.
3)      Когнитивная теория метафоры Э. Маккормака.
4)     Когнитивная теория метафоры в исследованиях Н.Д. Арутюновой, В.Г. Гака, В.Н. Телия и др.

Семинар №5

1)      Когнитивные теории эмоций.
2)      Эмоциональные концепты
3)      Средства выражения эмоций в языке.
4)      Концептуализация эмоций.

Семинар №6.
Промежуточный контроль



Вопросы для самоконтроля

1)      Когнитивная лингвистика в системе современных лингвистических направлений. Объект и предмет КЛ. Основные понятия КЛ.
2)      История формирования КЛ за рубежом и в России. Направления КЛ: когнитивная семантика, когнитивное словообразование, когнитивная грамматика, когнитивное изучение дискурса.
3)      Методы исследования КЛ.
4)      Проблема языка и мышления в когнитивной лингвистике.
5)      Язык и внешний мир в ракурсе когнитивных исследований.
6)      Язык и человек в когнитивной лингвистике (антропоцентрический подход к языку)
7)      Концептуализация и категоризация как основные когнитивные процессы.
8)      Языковое значение как центральный предмет когнитивной лингвистики
9)      Формирование, средства вербализации, типы концептов. Концепт и значения. Концепт и понятие.
10)  Модели концептуального анализа.
11)  Понятие фрейма. Фреймовая семантика.
12)  Понятие пропозиции. Пропозициональная семантика.
13)  Прототипический подход и понятие прототипа, виды прототипов.
14)  Уровни категоризации и типы категорий.
15)  Асимметрия фигуры и фона как проявление базового когнитивного механизма (на примере разнообразных используемых в когнитивной лингвистике конструктов)
16)  Когнитивная теория метафоры.


Темы рефератов
1)      Дискурсивный подход к тексту. Когнитивные модели дискурса.
2)      Виды и типы коммуникации
3)      Личность и коммуникация.
4)      Межкультурная коммуникация.
5)      Когнитивная лингвистика: источники, аспекты, место когнитивизма в гуманитарном знании.
6)      Концепт и понятие. Лексическое значение и концепт.
7)      Концепт как основа языковой картины мира.
8)      Язык, культура, лингвокультурология.
9)      Языковое сознание и самосознание. Ментальность и этнический менталитет.
10)  Моделирование когнитивного сознания.
11)  Мир концептуального описания языковых единиц.

Темы презентаций
Создать презентации на материале лексико-графических источников и художественных текстов (по выбору).
1)         Когниции социальных терминопонятий:
а) свобода – неволя,
б) дружба – ненависть.
2) Нравственные концепты:
а) правда – ложь,
б) совесть – бесстыдство.

Контрольные вопросы и задания
1.      Что понимается под терминами «когнитивизм», «когнитивная лингвистика», «когниция»?
2.      В чем сходство и различие терминов «концепт», «концептосфера», «значение», «понятие»?
3.      Раскройте сущность терминопонятий «дискурс», «текст», «интертекст», «мегатекст», «гипертекст».
4.      Назовите авторов работ по когнитивной лингвистике.
5.      Расскажите об основах когнитивной грамматики.
Подготовьте сообщение на избранную тему.     


Библиография


1. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56 (1). С. 11-21.
2.Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии: учебное пособие. Изд. 4-е, стер. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 163 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436821  
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: МГУ. 2017. URL: https://biblio-online.ru/search?query=когнитивная+
  1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: МГУ. 2017. URL: https://biblio-online.ru/search?query=когнитивная+

  1. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении.  М., 2008.
  2. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М., 2004.
  3. Меркулов И. П. Когнитивные типы мышления // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000.
  4. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.
  5. Минский М. Фреймы для представления знаний.  http://www.myai.narod.ru/Minsky/begin.html
  6. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость. М., 2000.
  7. Скребцова Т. Г.  Американская школа когнитивной лингвистики. СПб., 2000.
  8. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: аналогия в семантике. М., 2003.
  9. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 52-93.
  10. Cienki A. Spatial cognition and the semantics of prepositions in English, Polish and Russian. ‒ München: Sagner, 1989.
  11. Croft W. Radical construction grammar: Syntactic theory in typological perspective. Oxford, 2001.
  12. Croft W. Typology and universals. Cambridge, 2003.
  13. Haspelmath M. The geometry of grammatical meaning: Semantic maps and cross-linguistic comparison // Tomasello M. (ed.) The new psychology of language. v. 2. Mahwah, 2003.
  14. Haspelmath M. Understanding morphology. London: Arnold, 2002.
  15. Haspelmath M. Language typology and language universals: An international handbook. V. 1-2. Berlin: de Gruyter, 2001.
  16. Herskovits A. Language and spatial cognition: An interdisciplinary study of the prepositions in English. Cambridge: CUP, 1986.
  17. Talmy L. How language structures space // Pick H., Acredolo L. (eds.). Spacial orientation: theory, research, and application. N. Y.: Plenum, 1983, p. 225–282.
  18. Talmy L. The relation of grammar to cognition // Rudzka-Ostyn (ed.). 1988, p. 165–205.

Интернет - ресурсы
         
1. http://www.ralk.info – сайт Российской ассоциации лингвистов-когнитологов
2.  http://slovar.by.ru/terminologies/rudnev.htm – Руднев В. Словарь культуры ХХ века.

  1. http://www.niv.ru/doc./communications/pocheptsov/index.html.  Почепцов Г.Г. Теория коммуникации
  2. http://www.lrc-press.ru – полнотекстовые документы, содержащие статьи и книги ведущих российских ученых в области гуманитарных наук;
  3. http://www.russcomm.ru/rcabiblio/index.shtml – библиотека Российской коммуникативной ассоциации, доступ к официальному журналу РКА TheRussianJournalofCommunication (RJoCo). 
              


Комментариев нет:

Отправить комментарий